Что тревожит бизнес

upp_fotoАппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Дагестане начал свою деятельность чуть более года назад, но мало кто из предпринимателей знает о существовании такого ведомства, хотя оно и признано одним из лучших в стране. О том, какие проблемы сегодня волнуют дагестанских бизнесменов и в чем ведомство им может помочь, рассказал глава организации Башир Магомедов.

— Башир Ибрагимович, с какими проблемами к вам в основном обращаются предприниматели?

— За текущий год к нам поступило более 300 обращений от предпринимателей, которые обращаются к нам по вопросам, связанным с нарушением их прав и охраняемых законом интересов. В наши обязанности входит защита прав всех видов бизнеса. Большое количество жалоб предпринимателей сводится к невыплатам государством субсидий, субвенций, не все субъекты предпринимательства получают помощь, которая им от государства положена. В прошлом году около10 тысяч индивидуальных предпринимателей «ушло в тень» после повышения страховых взносов более чем в два раза. Чтобы вывести их из теневого бизнеса, теперь необходимо предоставить им какие-то льготы, гарантии. К примеру, у предпринимателей из Агульского района и Хасавюрта изначально условия для работы разные, поэтому к каждому бизнесмену необходим особый подход.

— От кого и от чего нужно защищать предпринимателей?

— Несмотря на то, что шесть лет назад был принят Федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», актуальной проблемой остается давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. По закону ведомство не имеет права проверять субъект предпринимательства чаще одного раза в три года, что обычно у нас не соблюдается, к сожалению. Результат деятельности контрольно-надзорных органов оценивается по количеству проведенных ими проверок, вследствие чего количество внеплановых проверок с каждым годом растет. В этой сфере нам предстоит еще многое сделать.

У дагестанских предпринимателей возникают также сложности при оформлении прав на земельные участки. В Махачкале остро стоит вопрос несоблюдения сроков оформления права собственности на земельные участки. Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в течение восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом. Но эти сроки на практике не соблюдаются. Есть множество и иных проблемных вопросов, требующих защиты предпринимателей.Если кратко, в их числе можно назвать нарушение прав предпринимателей государственными органами либо администрациями муниципальных образований, проблемы с таможенными органами, вопросы поддержки предпринимательства, в частности сложность в привлечении финансов; отдельно стоят вопросы коррупции.

— В последнее время все только и говорят об экономических санкциях в отношении России. На ваш взгляд, как они скажутся на дагестанской и в целом российской экономике?

—Я считаю, что введение санкций станет хорошим стимулом для российских товаропроизводителей. Это еще один шанс нашим предпринимателям показать себя. Наша республика — лидер по производству овощей в стране, но реализовывать выращенную продукцию раньше было некуда. Сейчас в республике наблюдается бум по строительству теплиц, и, думаю, любой субъект с удовольствием примет наш товар. Конечно, без проблем вначале не обойдется, потому что за полгода-год восполнить импортозамещаемость мы не сможем. Но спустя небольшое время нынешняя ситуация пойдет на пользу российской экономике.

— Вы упомянули о многочисленных проверках. Но ведь если у бизнесмена с законом все в порядке, ему нечего бояться?

—Нельзя сказать, что проверки — это основное, чего боятся предприниматели. После принятия вышеназванного закона ситуация с проверками прояснилась и перестала быть такой острой. Дело в том, что предпринимателей сегодня проверяют,по моим подсчетам, более 50 контролирующих организаций, в числе которых Управление МЧС по Дагестану, налоговая инспекция,трудовая инспекция, другие контрольные органы, а также многочисленные общественные организации по защите прав потребителей. Штрафы, накладываемые надзорными органами, иногда могут достигать катастрофических размеров и наносить вред существованию самого предпринимательства. В то же время избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, в реальной жизни практически невозможно. Говорить о последствиях таких проверок излишне. Даже если никаких нарушений в работе нет, проверка — это испорченные нервы, простой в работе, необходимость дачи объяснений и предоставления документов.

—Что предпринимается для того, чтобы обратить внимание властей на проблемы бизнеса?

—Мы взаимодействуем с правительством Дагестана, министерствами и ведомствами,с которыми у нас заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии. В случае необходимости доводим информацию до главы РД. Я вхожу в советы при главе РД по инвестициям, по развитию малого и среднего предпринимательства, а также по противодействию коррупции. Несколько дней назад состоялась встреча с Рамазаном Абдулатиповым, на которой было решено организовать в ближайшем будущем встречу руководителя республики с предпринимателями, обсудить их проблемы и пути решения. Кроме того, до конца этого года нами запланировано проведение Форума Уполномоченных по защите прав предпринимателей со всех регионов страны, который станет хорошим поводом показать всей стране растущую инвестиционную привлекательность нашего региона. По данным Госстатистики, у нас зарегистрировано около 70 тысяч предпринимателей. В прошлом году предприниматели внесли в консолидированный бюджет республики более 2 млрд рублей. Это очень большая сумма, и с ними не считаться нельзя. Предпринимателей надо не только проверять, не только требовать с них налоги, но и помогать им.