В Госдуме предложили ликвидировать бизнес за административные нарушения

В Госдуму во вторник внесен проект общей части нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)​. Об этом заявил председатель конституционного комитета, депутат-единоросс  Владимир Плигин. Помимо него соавторами законопроекта выступили заместитель председателя того же комитета, депутат-единоросс Дмитрий Вяткин и первый заместитель председателя того же комитета, депутат-эсер Александр Агеев.

Высшая мера для юрлиц

В проекте есть ряд положений, по которым единства у соавторов нет. В частности, Агеев не согласен с введением в КоАП нового вида административного наказания – ликвидации юридического лица и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Такое наказание предусмотрено за совершение юрлицом или индивидуальным предпринимателем грубого правонарушения, следует из статьи 3.2 проекта кодекса. Агеев считает, что такие нарушения следует отнести к уголовным, а не административным. Иначе это может повлечь необратимые последствия – причинение вреда, несоразмерного характеру и последствиям административного правонарушения. Максимально суровой административной меро​й наказания для юрлиц и индивидуальных предпринимателей должно остаться приостановление их деятельности, считает депутат. Это эффективная мера воздействия на нарушителя, возможно обсуждение вопроса об увеличении срока такого наказания, пояснил Агеев. Ликвидация юрлиц появляется по очень ограниченному перечню оснований: ликвидация предусмотрена лишь для таких случаев, когда само существование юридического лица связано с выполнением определенных условий, пояснил участник рабочей группы. К примеру, если у банка нет лицензии, то нет и банка – суд примет решение о его ликвидации. Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров заявил, что идея о ликвидации не нова. «Но в нынешней политической и экономической ситуации нужно максимально оградить предпринимателей от любого административного и тем более уголовного преследования, я против идеи увеличивать число наказаний для предпринимателей», – сказал он.

 Особые нарушители

Одно из главных новшеств внесенной версии КоАПа – разделение нарушений на три категории по степени тяжести: грубые, значительные и менее значительные, и от степени тяжести будет зависеть штраф или иное наказание. Владимир Плигин во вторник на брифинге заявил, что возможность введения категорий административных правонарушений будет обсуждаться с экспертами. Он не исключил, что это положение проекта в процессе обсуждения может «не устоять». В  92 страницах документа есть довольно много вопросов, которые требуют дополнительного обсуждения.

Новый КоАП может вывести из числа юридических лиц – субъектов административных правонарушений государственные и муниципальные органы власти, а также внебюджетные фонды, имеющие статус юридических лиц: они не подлежат административной ответственности, сказано в проекте кодекса. Но действующий кодекс приравнивает эти органы власти к другим юридическим лицам по целому ряду составов административных правонарушений, а для некоторых составов они считаются специальными субъектами: в частности, по статьям о непредставлении государственными и муниципальными органами сведений, запрошенных избиркомами (ч. 2 ст. 5.3 КоАП), и об участии органов власти в сборе подписей избирателей (ст. 5.47 КоАП), возражает Агеев. Кроме того, в случае выведения этих органов власти из числа субъектов административного нарушения безнаказанными останутся многие собственники транспортных средств, добавляет юрист из окружения депутата.

Эта норма введена в проект, поскольку неразумно перекладывать деньги из одного бюджетного кармана в другой, административное наказание таких органов не может обеспечить целей наказания, – правильнее оштрафовать или диквалифицировать их руководителей. Кроме того, проект нового КоАПа предусматривал особый порядок привлечения к административной ответственности для всех лиц, замещающих государственные должности, обратили внимание юристы Агеева.

Сейчас особый порядок привлечения к административной ответственности действует лишь в отношении лиц, выполняющих отдельные государственные функции, – депутатов, судей и прокуроров, а проект кодекса мог расширить круг спецсубъектов бесконечно, отмечал собеседник.

 Какие новшества депутаты предлагают внести в КоАП

- Разделить нарушения на три категории по степени тяжести – грубые, значительные и менее значительные. От степени тяжести будет зависеть наказание.

- Поставить определение категории деяния в зависимость от вида охраняемых отношений, прав и законных интересов, на которые оно посягает. В этом отличие от УК, который различает категории преступлений лишь в зависимости от максимального наказания в виде лишения свободы.

- Предоставить судам возможность назначать штрафы ниже нижнего предела и освобождать нарушителя от уплаты штрафа, если после уплаты он не сможет продолжать свою деятельность.

- Выделить в отдельную категорию субъектов административных правонарушений индивидуальных предпринимателей.

Формулировка из проекта кодекса ничего не меняет: положение об особенностях привлечения к административной ответственности будет относиться лишь к тем должностным лицам, для которых такие особенности предусмотрены специальными документами – в первую очередь Конституцией и законами об их статусах, возражает член группы разработчиков нового проекта КоАПа. Речь идет не о расширении этих категорий, а о том, что существующая система требует более тонкой настройки, которая возможно, будет осуществляться не непосредственно в Кодексе, а в примечаниях к главам его «особенной» части, добавил источник.

 

РБК


Добавить комментарий