Обязательная маркировка одежды в системе «Честный знак» в РФ действует с 1 января 2021 года, но перечень товаров, подлежащих маркировке, регулярно расширяется, и с 1 марта 2025 года стартует очередная волна маркировки товаров легкой промышленности, с подробным перечнем можно ознакомиться по ссылке (https://markirovka.ru/community/shoes-and-clothes/rasshirenie-perechnya-tovarov-legkoy-promyshlennosti-mart-2025)
Основные этапы новой волны маркировки одежды:
- С 1 марта 2025 года — старт обязательной маркировки для новых товаров легкой промышленности, а также запрет производства и оборота новых товаров без маркировки (кроме остатков товаров).
- С 1 июля 2025 года — запрет выпуска таможенными органами немаркированных товаров легкой промышленности, приобретенных по 28 февраля 2025 года (включительно).
- По 30 сентября 2025 года — завершение ввода в оборот импортных товаров, приобретенных до даты обязательной маркировки и выпущенных в период с 1 марта 2025 года по 30 июня 2025 года.
- С 1 августа 2025 года — запрет реализации (продажи) немаркированных остатков товаров. Хранение разрешено
- По 31 октября 2025 года — завершение описания, заказа и получения (печати) кодов остатков товаров.
- По 30 ноября 2025 года — необходимо ввести остатки товаров* в оборот, находящихся в собственности на 1 марта 2025 года.
Если ранее Вы не выступали в роли участника оборота маркированной продукции, то следует заранее побеспокоиться о внедрении этой системы до наступления возможных негативных последствий в виде административных санкций (https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/penalties/) за игнорирование новый требований.
Так, производство и ввод в оборот, а также продажа одежды без маркировки грозит:
- для ИП штрафом от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией,
- для ЮЛ штрафом от 50 до 100 тыс. руб. с конфискацией.
Производство и сбыт товаров в большом объеме, а также реализация с поддельным кодом DataMatrix наказывается:
- штрафом в размере до 300 тыс. руб.,
- лишением свободы на срок до 6 лет.
Как подготовиться к маркировке:
- Подать заявку в ФНС, чтобы получить УКЭП (электронную подпись).
- Установить программное обеспечение для работы с УКЭП.
- Подключить и настроить электронный документооборот. Всем участникам рынка доступен бесплатный оператор «ЭДО Лайт».
- Создать аккаунт для компании или ИП на платформе «Честный ЗНАК». Заполнить личный кабинет после регистрации. Выбрать товарную группу.
- Заключить договор с оператором системы. После подписания договора можно будет внести деньги на счет и заказать этикетки с кодами Data Matrix.
- Заключить договор с ОФД, чтобы проданные товары автоматически выходили из оборота. Обновить кассовую программу, если это необходимо.
- Приобрести комплект оборудования. Для печати кодов маркировки понадобится принтер, а для продажи маркированных товаров на кассе нужно установить 2D сканеры.
- Изучить правила работы с документами на сайте «Честный ЗНАК» и провести инструктаж для сотрудников.
С полной инструкцией можно ознакомиться по ссылке (https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/business/projects/light_industry/registration/retail/register/)
Если у Вас остались вопросы, можете обратиться за консультацией к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РД по телефону 8 (988) 274-82-04 или по электронной почте mail@ombudsmanrd.ru