К сентябрю Минэкономразвития должно согласовать окончательный вариант концепции закона о государственном и муниципальном контроле. Он должен ввести общие правила проверок бизнеса. Но пока документ не устраивает предпринимателей — он отдает разработку требований к контролирующим органам на откуп им самим.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», помог сократить число проверок со стороны государства на 30%, но и оставшиеся показывают низкую эффективность. Большая часть проверок «не выявляет нарушений обязательных требований», говорится в доработанном варианте концепции закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)».
Новый закон нужен, чтобы у контролирующих органов были общие «системообразующие правила организации и осуществления» надзора. Контрольно-надзорные органы — ФАС, Роскомнадзор и прочие — должны будут учитывать, как проводимые ими проверки сказываются на состоянии компаний. Сейчас их цель — найти нарушителей, станет — минимизация потенциальных угроз.
Общие правила помогут сократить расходы на проверки. За 2012 год госорганы проверили 1,2 млн компаний и ИП, из них существенные нарушения обнаружились только в 16% случаев (163 тыс. компаний), следует из проекта концепции. Цена вопроса для бюджета — около 70 млрд руб. в год. В 2012 году на проведение проверок из бюджетов всех уровней было выделено более 69 млрд руб., еще 1,3 млрд руб. расходуется на привлечение экспертов.
Ведомства дублируют контрольно-надзорные функции, при проведении проверок слабо взаимодействуют друг с другом, а компании не знакомы с исчерпывающим перечнем обязательных требований, отмечается в концепции. Это приводит к большим издержкам для бизнеса, соглашается сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Предприниматели жалуются, что из-за постоянного межведомственного рассогласования проверки зачастую дублируются».
Больше всего проверок проводят МЧС, Роспотребнадзор, ФНС, Ростехнадзор, Роструд, МВД и Россельхознадзор. В идеале должно быть только два контрольных органа, аккумулирующих функции уже существующих ведомств: Ростехнадзор в сфере производства и Роспотребнадзор для потребительского рынка, считает представитель «Деловой России».