Минэкономразвития составило правила ведения реестра проверок бизнеса

МинэкономикиМинэкономразвития разработало правила ведения Единого реестра проверок – он призван сделать пуб­личным любое инспектирование бизнеса. Предприниматели жалуются на непрозрачность нового механизма.

Наибольшее беспокойство бизнесу доставляют проверки органов МЧС, ответственных за пожарный надзор (16% опрошенных РСПП), и налоговой службы (12%), далее идут Ростехнадзор, ФАС, Росприроднадзор и Рос­потребнадзор, говорит управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин. «За последние два года плановые проверки проходили почти в 93% опрошенных компаний, внеплановые – в 48,3%, в 2014 году число проверок возросло, говорить о снижении контрольно-надзорного давления на бизнес, к сожалению, не приходится», – говорит он.

В декабре прошлого года Владимир Путин призвал сократить число проверок предпринимателей. «Надо максимально снять ограничения для бизнеса, избавить их от навязчивого надзора и контроля, я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каж­дая проверка должна стать публичной», – заявил президент в послании Федеральному собранию.

В конце декабря депутаты внесли поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» (294‑ФЗ), они предусматривают создание Единого реестра проверок. Вслед за этим Минэкономразвития разработало проект постановления правительства о правилах формирования и ведения реестра (копия проекта и пояснительной записки есть у РБК).

Что будет в реестре

В реестре будет информация как о плановых, так и внеплановых проверках компаний по 294‑ФЗ, документы, послужившие основанием для проверки, а также данные, подтверждающие их проведение. Каждой проверке присвоят свой номер. Из реестра можно будет узнать дату и номер распоряжения руководства контролирующего органа о проверке, ее правовые основания, время и место проведения, ее цели и задачи, а также данные о согласовании с прокуратурой.

Кроме названия контролирующего органа в реестр также будут заносить имена и должности чиновников, уполномоченных на проведение проверки, данные компаний и их руководителей, а также результаты проверки и данные о невыполнении предписаний контролеров.

В начале марта 2015 года документ будет внесен в правительство, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. До 1 мая Генпрокуратура должна будет разработать и утвердить методику ведения реестра. Новые правила федерального надзора заработают с 1 июля 2015 года, еще через год в реестре проверок можно будет найти данные о региональных проверках, а с 1 января 2017 года – о муниципальных. Оператором реестра станет Генпрокуратура.

У бизнеса есть вопросы

«Реестр сформирует довольно полное досье по каждой проверке, начиная с основания для ее проведения и вплоть до обжалования решения по ее результатам», – говорит адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. Правда, доступна эта информация в полном объеме будет только Генпрокуратуре и бизнес-омбудсменам, оговаривается он. На разные уровни доступа к данным в своем отзыве указывает и «Деловая Россия». При этом сам проверяемый предприниматель не будет иметь доступа к результатам проведенной проверки, говорится в отзыве.

Для каждого проверяемого предполагается создать личный кабинет, где будет содержаться подробная информация о проверках в отношении каж­дой компании, говорит представитель Минэкономразвития. В проекте правил нет указания на состав информации, которая будет доступна в таком кабинете, как и любого другого упоминания о порядке доступа предпринимателей к данным о проводимых в отношении них проверок.

Эксперты «Деловой России» также указали на то, что правила никак не описывают порядок устранения выявленных в реестре ошибок, внесении изменений и уточнений в него. Кроме того, нет ясности, сколько времени должна храниться информация об итогах проверки, говорится в отзыве на проект.​

Бизнес-омбудсмен Борис Титов был одним из инициаторов создания реестра. У него также есть вопросы к документу. «Плановые и внеплановые проверки получают номер или до проверки, или в самом ее начале. В правилах не указано, что если номера нет в реестре, то она незаконна, это должно быть зафиксировано как обязательное условие. Этот номер должен быть виден предпринимателям», – говорит он. Свои замечания он направил в Мин­экономразвития.

Реестр охватит не все проверки

Сейчас из под действия 294‑ФЗ выведено большое количество проверок. «Действующая редакция проекта полностью исключает возможность учета сведений (об этих видах) проверок. В послании президента Федеральному собранию указывалось, что именно «каждая проверка должна стать публичной», – напоминает в письме на имя замглавы Минэкономразвития Олега Фомичева президент РСПП Александр Шохин.

«Сейчас из под действия закона о защите прав предпринимателей при госконтроле выведено большое количество проверок – всего 18 видов контроля, в частности, речь идет о валютном контроле, страховом надзоре и контроле на финансовых рынках, антимонопольном контроле за экономической концентрацией (влияние на конкуренцию). Эти виды контроля регулируются специальными законами, в них речь идет о других, как правило, более жестких мерах контроля, говорит Александр Варварин из РСПП.

Правовое регулирование всех мероприятий государственного и муниципального контроля должно быть унифицировано и предусмотрено в едином федеральном законе без каких‑либо изъятий, соглашается руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп» Елена Овчарова. По ее словам, необходима также единая информационная база дел об административных правонарушениях с полной кодификацией административной ответственности.

Большая часть замечаний бизнес-ассоциаций к проекту постановления, полученная по итогам общественного обсуждения, учтена, сообщил РБК представитель Минэкономразвития. «Что касается перечней проверок, которые не охватываются 294‑ФЗ, то после запуска системы в эксплуатацию будут рассмотрены возможности по расширению сфер действия данной системы, в том числе на подобные перечни проверок», – уточнил он.

 

 

РБК