На портале Инвестклимат.рф любой предприниматель России сможет дать оценку реализации "дорожных карт" в конкретном регионе. А в итоге Агентство стратегических инициатив (АСИ) планирует дополнить портал картой инвестиционной привлекательности страны.
Об этом "РБГ" сообщил генеральный директор АСИ Андрей Никитин.
- Как только на сайте появляется документ, мы присоединяем к нему оценку формата "...мы хотели это сделать для того, чтобы..." - и далее по конкретным пунктам. Плюс посыл: "...уважаемый предприниматель из такого-то города, вы увидели конкретный результат или нет?" - объяснил Никитин принцип действия портала.
- Нам бы хотелось, - подчеркнул он, - чтобы этот сайт стал реальным инструментом доверия, чтобы предпринимательское сообщество понимало, что оно может оперативно влиять на ситуацию.
Однако существующей структурой портала дело не ограничивается.
- Вторая часть, которая в ближайшее время появится на сайте, это систематизированный свод данных о работе региональных стандартов. Бизнесмен сможет увидеть, как обстоят дела в его регионе с различными показателями, которые могут повлиять на его предпринимательскую деятельность: как регион планирует стратегию развития образования, какой будет рост энергетических мощностей, развитие инфраструктуры. И в соответствии с этим строить свои планы дальнейшего развития, - рассказал Никитин.
Третья часть, которую АСИ планирует запустить к концу года, - это инвестиционная карта России. Для чего она нужна?
- Допустим, у вас есть хороший бизнес в родной области и вы планируете его расширить. При этом единых данных о том, что происходит у соседей, просто нет. Или они есть, но старые. В каком регионе лучше всего с дорогами, с инфраструктурой, с производственным персоналом? А с помощью карты можно будет выбрать регион, куда лучше всего вкладывать деньги, развивая тот или иной вид бизнеса. Причем информация об этом будет оперативно обновляться, - объяснил причины, по которым бизнесменам может понадобиться такая информация, Андрей Никитин.
После того как потенциальный инвестор выберет себе несколько регионов, которые он рассматривает в качестве площадки для вложения средств, АСИ может передать его "с рук на руки" тому региональному агентству развития, которое там существует. Причем вкладывать деньги смогут не только российские, но и иностранные инвесторы. Некоторые ограничения для иностранцев и инновационных институтов развития по участию в уставном капитале малых предприятий будут отменены с 1 октября 2013 года - такой закон подписал президент Владимир Путин в июле 2013 года. В соответствии с поправками иностранные граждане получают право на создание предприятий малого и среднего бизнеса без ограничения их доли участия в уставном капитале. В настоящее время иностранным физическим и юридическим лицам может принадлежать не более 25 процентов в капитале таких компаний. Это очень важная мера, тем более, подчеркнул Никитин, что с реально действующими программами поддержки малого и среднего бизнеса в России негусто.
- То, о чем я чаще всего слышу от предпринимателей, - это программа поддержки малого бизнеса от минэкономразвития. О ней они, по крайней мере, не только знают, но и позитивно оценивают. Больше я ни о чем реально работающем не слышал, - признал он.
Действительно, только в прошлом году на программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства по линии минэкономразвития было заложено 19 млрд руб., в этом - 18 млрд рублей.
Впрочем, такие цифры для малого и среднего бизнеса - лишь капля в море. По оценкам целого ряда экспертов, даже предложенная минэкономразвития программа поддержки малого бизнеса, если ее и увеличат до 200 млрд рублей, окажется недостаточной. Потребности, кстати, можно оценить, исходя из данных банковского сообщества - общий объем портфеля банковских кредитов малому и среднему бизнесу по итогам только первого полугодия 2013 года составил 4,9 трлн рублей.
Для того чтобы институты развития, которые сегодня существуют в регионах и на федеральном уровне, могли реально помогать малому и среднему бизнесу, их необходимо реформировать, считают в АСИ. Несмотря на то, что они играют очень серьезную системообразующую роль, однако эффект, к сожалению, разный и зачастую прямо противоположный, считает Андрей Никитин.
- Здесь в полный рост встает вопрос эффективного взаимодействия федеральных и региональных институтов развития. Первые часто варятся в собственном соку и никаким образом не взаимодействуют со вторыми. Каждый из этих уровней не понимает и не хочет понимать то, что делает другой. Пока мой опыт показывает, что дискуссия между ними - это "разговор слепого с глухим". Поиском точек соприкосновения, кстати, мы и будем заниматься на Сочинском инвестиционном форуме, - рассказал он о своих планах.
Никитин заметил, что поиск компромиссов - это еще не все. По его мнению, необходимо реформировать саму деятельность институтов развития, вернее, механизм общения с возможными потребителями их "услуг".
- На что способны институты развития сегодня, никто не знает, об этом я говорю абсолютно прямо. Не существует института информационной поддержки деятельности таких организаций, когда каждый из них мог бы предоставлять полноценную и исчерпывающую информацию о своих возможностях. Чтобы любой предприниматель мог четко уяснить: "Деятельность этого института поможет мне, а вот моему другу с его бизнесом стоит обратиться туда", - посетовал он.
Именно решением такого вопроса, резюмировал Андрей Никитин, и стоит заниматься в первую очередь.
Источник: РГ