Экспертный совет при Уполномоченном подготовит предложения по судебной реформе

b_64612 июля Экспертный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей провел круглый стол «Реформа судебной системы». В мероприятии принял участие федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, а также юристы, правоведы, представители экспертного и бизнес-сообществ обсудили возможные изменения в судебной системе России в связи с анонсированным Президентом РФ Владимиром Путиным объединением Высшего и Высшего арбитражного судов. Модератором мероприятия выступил Председатель Экспертного совета при бизнес-омбудсмене, Представитель Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.

Михаил Барщевский выразил глубокое убеждение, что именно недоверие к судебной системе является главной проблемой, мешающей развитию России. Эмиграция из страны всегда была чем-то обусловлена. «Сейчас нет угрозы революции, прилавки полны, и можно вести бизнес, но люди уезжают и уезжают массово, если проанализировать причины, то первая из них – правовая незащищенность и недоверие к суду», - подчеркнул он. По мнению Михаила Барщевского, нужно радикально повысить независимость судебной системы. «У нас судьи каждый год обивают пороги Минфина, а потом Государственной Думы защищая расходы на суды в бюджете. Какая тут независимость?», - считает Михаил Барщевский. По его мнению, необходимо в отдельном Законе зафиксировать процент расходов бюджета на судебную систему, как это делается в Европе.
Борис Титов выразил мнение, что объединение судов общей юрисдикции и арбитражных судов пойдет стране и бизнесу на пользу, даже если оно коснется только высших судов. «Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов», - считает он. Также бизнес-омбудсмен высказался за скорейшее создание в России разветвленной системы третейских судов, которые бы разбирали хозяйственные споры. «Считаю необходимым начать работу по созданию новой третейской площадки, возможно, путем объединения уже существующих и для начала прописать регламент ее работы», - подчеркнул Борис Титов.
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова обозначила пять главных проблем, стоящих перед судебной системой, которые требуют безотлагательного решения:
- вопрос организации судебной системы,
- вопрос формирования судейского корпуса,
- вопрос судопроизводства в части расширения привлечения суда присяжных,
- вопрос формирования предсказуемой судебной практики,
- вопрос взаимодействия судов и гражданского общества.
В качестве отдельной проблемы, которую нужно решить, Тамара Морщакова выделила введение института следственных судей. «У прокуратуры функцию надзора за следствием отобрали, в то время как судебного контроля за следствием не ввели, - отметила она. – Это порождает многочисленные проблемы».
Первый заместитель Председателя Верховного Суда в отставке Владимир Радченко выразил сомнение в целесообразности объединения арбитражных судов с судами общей юрисдикции. «У них слишком разные задачи», - считает он. При этом, по его мнению, объединение Верховного и Высшего арбитражного судов дает шанс привести суды общей юрисдикции к более высоким стандартам как в вынесении решений, так и в порядке их обжалования.
Председатель Высшего арбитражного суда в отставке, советник Президента РФ Венеамин Яковлев высказал мнение, что системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов необъединимы в принципе. «Об этом говорит и мировая практика, так как во всех юридических системах мира есть суды общей юрисдикции и специализированные суды», - отметил он. По его мнению, главной проблемой при объединении Верховного и Высшего арбитражного судов станут вопросы единообразия и подсудности. "Именно вопросам подсудности было посвящено первое совместное постановление пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов после того, как их разделили,"- напомнил он.
Подводя итоги дискуссии, Михаил Барщевский выдвинул предложение подготовить силами Экспертного совета при Уполномоченном документ, который можно было бы представить в качестве рабочего документа для содержательного обсуждения Президенту, депутатам Государственной Думы. Он выразил мнение, что в этом документе должны быть отражены 3-4 наиболее принципиальных позиции реформы. Для себя он выделил таковыми введение принципа территориальности судов (по примеру практики арбитражных судов), введение выборности Председателей судов вышестоящей коллегией судей или судьями и обновление кадрового состава судей.