Борис Титов представил в Общественной палате проект доклада президенту России на конференции «Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей».Так, в апреле состоялась первая Всероссийская конференция «Федеральный ситуационный анализ (ситан) по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей».
На конференции обозначилась большая «группа восьми» (G8), не просто отстаивающая интересы бизнеса, но и ведущая рабочий двусторонний диалог, предлагающая правительству решения. Российская G8 объединила так называемую бизнес-четверку – ТПП РФ, РСПП, «Деловую Россию», «Опору России», а также институт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Минэкономразвития РФ, Агентство стратегических инициатив (АСИ), Открытое правительство.
Именно эта «восьмерка» и пытается вывести бизнес из роли потерпевшего, а федеральные надзорные органы из роли карателей и «запретителей».
Она пытается не только улучшить инвестиционный климат в стране, но и донести до бизнеса и власти, что они соратники, что государству важно помогать бизнесу активно развиваться, подстраховывая на каждом этапе, не наказывая штрафами, непомерными налогами и карательной политикой.
Несмотря на то, что в последние годы существенно усилены полномочия делового сообщества, несмотря на создание институтов развития, которые представлены Открытым правительством и АСИ, российский бизнес по-прежнему выступает в роли потерпевшего.
Главным посылом проекта ежегодного доклада президенту омбудсмен обозначил, что в России более 50% предприятий малого и среднего бизнеса работают «в тени» из-за продолжающегося давления на бизнес со стороны государственных органов.
Бизнес-омбудсмен предложил запретить проверять предприятия малого и среднего бизнеса чаще чем раз в три года. Коррупционеров, штампующих уголовные дела для отъема бизнеса, омбудсмен предложил отстранять от должности при первых подозрениях, а при Совете безопасности создать «одно окно» для защиты российского бизнеса за рубежом.
Говоря о проделанной работе, Борис Титов отметил, что перед проведением заключительного федерального ситуационного анализа было проведено 40 отраслевых и 76 региональных рабочих встреч, в ходе которых были выявлены системные проблемы бизнеса и предложены конкретные решения по этим проблемам.
Титов отмечает, что в стране практически остановился промышленный рост, снижается индекс предпринимательских ожиданий, снижается количество субъектов предпринимательской деятельности, сокращается количество рабочих мест. Эта тенденция отмечается во всех секторах экономики, кроме добычи природных ископаемых и бюджетного сектора. Таким образом,
«Идет огосударствление экономики, налоги с одного Газпрома практически равны налогам со всего МСП России», – сокрушается омбудсмен.
По его мнению, эти негативные явления – следствие того, что в России стало невыгодно заниматься бизнесом. Далее Титов отмечает, что за последнее время сильно выросли издержки российского бизнеса, особенно в обрабатывающей промышленности, рост фискальной нагрузки, рост тарифов на электроэнергию, высокие ставки по кредитам, низкий рост производительности труда, избыточный контроль со стороны государства. «Только сократив проверки вдвое, мы сократили бы издержки бизнеса на 20%», – отмечает Борис Титов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей признал и реальные успехи государства по упрощению административных процедур, созданию в России благоприятного инвестиционного климата.
Работа над деловым климатом должна быть дополнена созданием эффективных предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, снижением издержек производства и стимулированием деловой активности, подытожил Борис Титов.
Среди положительных результатов Титов отмечает снижение числа уголовных дел, возбужденных в отношении предпринимателей, за полгода было амнистировано 2466 предпринимателей, осужденных по экономическим статьям.
Бизнес-омбудсменам в регионах удается «отбивать атаки» силовиков и органов власти на бизнес. Но наряду с этим только четверть уголовных дел по статье за мошенничество доходит до суда, а возбуждение уголовных дел по-прежнему остается излюбленным методом вымогательства, нечестной конкуренции и отъема бизнеса.
В качестве одной из возможных мер противодействия произволу чиновников и силовиков Титов предложил временно отстранять от должности заподозренных в коррупции должностных лиц. Он пояснил, что омбудсмены должны иметь право требовать отстранения. По его мнению, это будет наиболее эффективный способ пресечь коррупцию.
«Самое главное, что сделано уполномоченными, – это то, что кто-то все же вышел из тюрьмы и кто-то не сел в тюрьму», – обозначил в свою очередь генеральный директор АСИ Андрей Никитин, отметив, что с этого стоит начать доклад президенту, так как это явный первый эффект от создания института бизнес-омбудсменов.
Среди выявленных системных проблем, увеличивающих издержки, – непомерно выросшая арендная и выкупная стоимость земли.
На это, как на главную проблему, указали 36% обратившихся с жалобами предпринимателей.
Напомним, что в России кадастровую стоимость стали устанавливать в том числе с учетом рыночной – для повышения налогооблагаемой базы местных бюджетов. Соответственно ставки аренды и цена муниципальной недвижимости автоматически привязались к рыночной стоимости.
Предложенное решение предполагает обозначить ставки аренды муниципальных и государственных учреждений, которые не должны повышаться более чем на 30% в год, а договоры следует заключать сроком не менее чем на три года.
В свою очередь советник президента, министр РФ по вопросам работы Открытого правительства Михаил Абызов выразил удивление непритязательностью предложенных омбудсменами решений.
«На мой взгляд, ставка аренды должна повышаться не более чем на 6% в год, а срок договора не должен быть меньше семи лет. Мне трудно представить малое предприятие, которое может программировать свой бизнес-план при такой индексации. Это же какая рентабельность должна быть? Вы делайте амбициозные предложения, потому что всегда найдутся те, кто захочет их подрезать. Крупный бизнес же планирует по территориям опережающего развития получить налоговые льготы на 10,5 лет», – парировал Михаил Абызов.
Таким образом, среди ключевых проблем оказались и серые пятна кадастра, и недоступность финансово-кредитных ресурсов.
По мнению предпринимателей, показатель наведения порядка в кадастре следует внести как отдельную позицию в проект «Рейтинг регионов», который сейчас реализует АСИ. Тогда губернаторы и главы муниципалитетов будут более заинтересованы в этом.
Михаил Абызов предложил немедленно составить законопроект по этому поводу и заверил, что Минэкономразвития и Открытое правительство готовы лоббировать его принятие.
Открытое правительство готово поддержать и идею ограничения проверок, и создание единого портала предстоящих проверок, что позволит минимизировать коррупционные риски и повысить дисциплину самих предприятий.
По рынку финансовых услуг было выработано более 50 конкретных предложений с проектами решений. В России должно развиваться проектное финансирование, предлагается создать новую категорию банков – проектные банки с более льготным регулированием, но запретом работы с частными лицами.
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отмечает, что бизнес волнует огромное количество проблем,
но прежде чем решать отработанный перечень системных проблем, в том числе известных и правительству, и президенту, гораздо важнее не наступить на новые грабли, которые могут стукнуть больнее, чем старые, имея в виду ошибочное решение по страховой ставке и вновь принимаемое решение о повышении налога на имущество для малого бизнеса.
«Мы только начали оправляться от последствий принятия непродуманного решения о повышении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей – и тут же принимаем закон о введении налога на имущество для малого бизнеса, работающего по упрощенке, меняем кадастровую оценку, тем самым семикратно повышая финансовое бремя», – сокрушается Катырин.
В свою очередь замминистра Сергей Беляков не менее категорично обозначил , что большинство проблем бизнеса проистекает от низкого качества государственного управления и неспособности государства полноценно осмыслить свои взаимоотношения с бизнесом. «Мы пытаемся отсутствие здравого смысла по отношению к бизнесу компенсировать механическим улучшением законодательства, в результате подвижки в инвестклимате у нас есть только чисто в технологических областях, где человеческий фактор минимален».
Беляков предложил провести окончательные слушания по докладу в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума и сделать это ежегодной традицией.
Итоговый доклад президенту будет расширен важной главой, в которой бизнесмены предложат свои решения, как обустроить Крым. Для вывода экономики полуострова из «тени» Борис Титов считает необходимым ввести систему самозанятости. Необходимо все предприятия Крыма освободить от проверок в течение трех лет.
Кроме того, омбудсмен предлагает ввести в Крыму налоговые каникулы сроком до трех лет, освободив бизнес от уплаты первых 10 млн рублей налогов.
Подводя итоги конференции, Михаил Абызов отметил, что большинство предложений для включения в доклад президенту вполне рациональны и отвечают новым реалиям. Открытое правительство готово их продвигать, но не все сразу, а после определения приоритетов самим деловым сообществом. Михаил Абызов также выразил личную готовность и дальше добиваться снижения участия государства в экономике.