Уполномоченный При Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов представил окончательный вариант программы «Стратегия роста» Столыпинского клуба. Программа обещает масштабное стимулирование экономики на триллионы рублей.
Столыпинский клуб представил итоговый вариант программы «Стратегия роста», в свое время вызвавшей резонанс из-за предложений запустить «целевую денежную эмиссию» на триллионы рублей. Руководитель экспертной площадки, бизнес-омбудсмен Борис Титов в среду, 1 марта, обозначил несколько основных направлений, которые, по мнению «столыпинцев», помогут России увеличить темпы роста экономики до 6% к 2020-м годам. Авторы стратегии предлагают правительству и ЦБ вложить в экономику 7,5 трлн руб. за пять лет.
В ходе презентации программы Титов заявил, что план направлен президенту и правительству, передает корреспондент РБК
Отпустить госдолг и дефицит
В первую очередь Столыпинский клуб настаивает на переходе к «умеренно мягкой» денежно-кредитной политике. Центробанк должен снизить ключевую ставку до уровня «инфляция плюс 2%» (сейчас это дало бы ставку ЦБ 7% против действующих 10%), а в целом монетарные власти должны не только таргетировать рост цен, но и сосредоточиться на достижении других целевых ориентиров — ВВП, курс рубля, высокопроизводительные рабочие места. Таргетируя инфляцию, регулятор должен установить ориентир, который не будет сдерживать рост экономики, настаивают авторы программы. Речь идет о 7–8%, однако на втором этапе ориентир по инфляции должен снизиться до 4–5%, заявил Титов. Дефицит бюджета, по замыслу Столыпинского клуба, следует установить на предельном уровне 3% ВВП, тогда как сейчас правительство ставит задачу снизить дефицит до 1,2% к 2019 году.
Еще одно предложение из «Стратегии роста» — установление предельного уровня госдолга в размере 30–35% ВВП. По итогам 2016 года госдолг составил 13,6% ВВП, следует из данных Минфина. Это значит, что Столыпинский клуб видит пространство для наращивания госдолга на десятки триллионов рублей в сравнении с текущим уровнем.
Наконец, программа Титова и его единомышленников подразумевает возможность использования мер по «мягкому» валютному регулированию в моменты «экстремальной волатильности» рубля. Речь, к примеру, идет об ограничении валютной позиции банков, обязательстве экспортеров продавать валютную выручку и т.д. Сейчас в России действует режим плавающего курса рубля. Но Минфин в феврале начал покупку валюты на открытом рынке с целью подавления излишней волатильности курса.
Дать экономике кредит
Другой блок мер Столыпинского клуба — обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам. Всего совместная программа ЦБ и правительства по поддержке экономического роста потребует 1,5 трлн руб. в год и продлится пять лет, предлагают авторы программы. ЦБ должен создать новые институты развития (700 млрд руб. ежегодно), улучшить механизмы госгарантий и отказаться от массового отзыва лицензий у банков, параллельно застраховав вклады юрлиц на сумму до 1,5 млн руб. (по аналогии с физическими лицами). Создание «банка плохих долгов» обойдется в 450 млрд руб. ежегодно.
Власти должны стимулировать отдельные производственные сектора экономики, говорится в программе, на первом этапе это потребует 520 млрд руб. в год. Эти меры включают программу ипотеки под 5% в год (150 млрд руб.), субсидирование лекарств и продуктов для незащищенных граждан (170 млрд руб.), стимулирование покупки российских автомобилей и других товаров (200 млрд руб.), поддержку экспорта и т.д. Еще одно предложение — повышение эффективности сырьевых и инфраструктурных монополий и, как следствие, снижение тарифов. Авторы «Стратегии роста» рассчитывают, например, что тариф на электричество сократится на 27,8%.
Столыпинский клуб не предлагает «печатать» новые деньги для реализации своей программы, подчеркнул Титов. «Любое движение Центрального банка, любой платеж — это уже эмиссия, — сказал он, напомнив о высоких тратах регулятора на поддержку крупных банков. — Сегодня эмиссия идет в никуда, идет на латание дыр, но никак не на рост экономики [...] Мы говорим о перенаправлении потоков, мы не говорим о новой денежной эмиссии».
Меньше налогов, больше независимости судей
Наконец, отдельный раздел посвящен налоговой реформе. На первом этапе Столыпинский клуб предлагает снижать налоговую нагрузку на новые и динамичные производственные предприятия, ввести для них пятилетние налоговые каникулы и льготы. Вторая стадия (начинается с 2020 года) предусматривает снижение прямых налогов на производство при росте косвенных налогов и налогов на природную ренту. Похожий формат сейчас рассматривают Минфин и Минэкономразвития. Одна из основных идей — увеличение НДС с 18 до 21% при снижении страховых взносов с 30 до тех же 21%, говорили источники РБК. По замыслу Титова и его соратников, налоговая нагрузка в целом не должна превышать 35% прибыли бизнеса. Сейчас этот показатель составляет 47,4%, по данным PwC.
Среди других инициатив — юридические вопросы. Столыпинский клуб настаивает на судебной реформе (повышение независимости и ответственности судей, снижение нагрузки на них, получение Верховным судом полномочий по отмене решений судов, «грубо нарушающих нормы материального права»). Эксперты традиционно требуют снизить административную нагрузку на бизнес, ограничив число плановых проверок двумя в год и усилив ответственность за намеренные препятствия предпринимательской деятельности. Реформировать предлагается и уголовное экономическое законодательство в целом — авторы хотят ограничить проведение обысков до возбуждения уголовного дела, приравнять год в СИЗО к двум в колонии, запретить рассматривать дело по существу судьям, которые устанавливали фигурантам дела меру пресечения.
Где взять деньги на экономику
В 2017–2018 годах государство должно потратить на стимулирование роста ВВП 2,2 трлн руб., предлагается в программе (1,5 трлн руб. на кредиты экономике по конкурентным ставкам, 520 млрд руб. на стимулирование спроса и 139 млрд руб. на сохранение расходов на уровне прошлого года).
У государства есть такие деньги, считает Столыпинский клуб. До 1,5 трлн руб. можно найти за счет финансирования Центробанком докапитализации институтов развития и новых механизмов рефинансирования (например, проектное и торговое финансирование). Еще столько же помогут найти заимствования и увеличенный дефицит бюджета. Другие возможные инструменты — займы у населения, приватизация и т. д.
Власти должны стать «катализатором инвестиционного процесса», говорится в программе. Для обновления основных фондов нужно 5,9 трлн руб. в ценах 2015 года, но на каждый государственный рубль придет 4–5 руб. от бизнеса, прогнозируют авторы программы. Таким образом, доля инвестиций в ВВП должна вырасти с 21,3% в 2015 году до 28–30% в 2025-м.
Два года презентаций
Титов презентует свою программу не впервые — он несколько раз представлял ее в 2015 и 2016 годах. Параллельно в правительстве готовится Комплексный план по увеличению темпов роста экономики на 2017–2025 годы. Также программу реформ под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина придумывает Центр стратегических разработок (оба документа представят в мае). Реформы начнутся после выборов президента в 2018 году, считает Кудрин. Столыпинский клуб для реализации изменений предлагает создать «штаб реформ», руководитель которого получит статус первого вице-премьера по развитию.
Титов отметил, что разработчикам плана не нужны «бренды, лейблы и какие-то места в правительстве». Цель Столыпинского клуба — в том, чтобы его «тренд стал главным», заявил он. «Кем это будет реализовано... Мы уверены, что в стране есть люди, которые могут это сделать», — сказал Титов.
Бизнес-омбудсмен также выразил надежду, что программа ЦСР будет похожа на план Столыпинского клуба — по его словам, она уже трансформировалась в эту сторону, судя по выступлениям Кудрина. Работа над стратегией при этом не заканчивается, Столыпинский клуб продолжит готовить новые предложения, в частности по налогам и тарифам, отметил Титов. Если же программа будет принята, сам он, по его словам, планирует уйти в бизнес, потому что у предпринимателей появятся большие перспективы.