В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РД обратился представитель стоматологической клиники, расположенной в г. Буйнакске, с просьбой принять участие в суде, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований.
Как следует из текста обращения, общественная организация в сфере защиты прав потребителей обратилась в суд с исковым заявлением к стоматологической клинике о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц.
Представитель Уполномоченного принял участие в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе судебного разбирательства представитель Уполномоченного просил у суда в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив что в силу ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя в отношении неопределенного круга лиц. Истец, прося суд признать действия ответчика противоправными, явно выходит за рамки своих законом установленных полномочий. Согласно актам, представленным прокуратурой г. Буйнакска и ТО Роспотребнадзора в г.Буйнакске, в ходе проведения проверки в стоматологическом кабинете нарушения требований законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей не были выявлены.
В соответствии с Законом общественные объединения потребителей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей.
Из этого следует, что общественные объединения потребителей вправе осуществлять исключительно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия к субъектам предпринимательской деятельности. Закон о защите прав потребителей не наделяет общественные организации широкими контрольными функциями для проверки хозяйствующих субъектов.
Кроме того, представителем Уполномоченного было отмечено, что отдельные общественные организации по защите прав предпринимателей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящихся к их компетенции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, указанная общественная организация является добровольным общественным движением граждан Российской Федерации, не имеющим членства, созданным в целях защиты прав и законных интересов потребителей.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, в удовлетворении требований искового заявления судом было отказано.
В результате этого права и законные интересы субъекта предпринимательской деятельности были восстановлены.