Малый бизнес не пускают в госсектор

11718887Минэкономики предложило снизить квоту малого бизнеса в госзакупках в 2015 году с 18% до 9%. Министерство объясняет инициативу сосредоточением закупок крупных заказчиков в первой половине года. В предпринимательском объединении "Клуб лидеров", проверявшем выполнение "дорожной карты" по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний, отмечают, что оно затрудняется сложностью требований к поставщикам и дороговизной необходимых процедур. По мнению экспертов, 18-процентную квоту для малого бизнеса могут выделить не все госкомпании: чтобы сделать это, им придется выносить непрофильные виды деятельности на аутсорсинг.

Минэкономики опубликовало проект поправок к постановлению правительства от 11 декабря 2014 года N1352, который предлагает снизить долю малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков с 18% до 9% с учетом субподряда, а долю прямых договоров — с 10% до 5%. Документ появился на портале раскрытия правовой информации regulation.gov.ru. Как отмечает министерство, "учитывая... осуществление большей части закупок и заключение договоров в первой половине календарного года, осуществление заказчиками годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение второго полугодия 2015 года представляется сложно выполнимой задачей". О том, что целевые показатели "дорожной карты" по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием в этом году могут быть не достигнуты, рассказали "Ъ" и в предпринимательском объединении "Клуб лидеров", которое проводит "контрольные закупки" выполнения "дорожных карт" на практике, но там причиной называют нерасторопность закупщиков в наращивании участия таких предпринимателей в поставках.
Напомним, постановление о введении квот на участие малого бизнеса в закупках премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в декабре 2014 года. С 1 июля 2015 года в закупках госкомпании с выручкой более 10 млрд руб. доля поставок от некрупных компаний должна составить минимум 18% (с учетом субподряда) и 10% в виде прямых договоров. Ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение в явном виде нет, отмечает глава направления "Новый бизнес" АСИ, председатель "Клуба лидеров" Артем Аветисян. В то же время, по его словам, с 1 января 2016 года госкомпании, которые не будут выполнять план по закупкам у МСП, попадут под регулирование закона о госзакупках (44-ФЗ), что будет означать для заказчика "более строгую систему планирования и проведения закупок".
Среди основных препятствий для малого и среднего бизнеса предприниматели, опрошенные "Клубом лидеров" в рамках "контрольных закупок" по "дорожной карте", отмечают затратность размещения заявки и низкие шансы на получение заказа. "Сотни разных электронных торговых площадок, у каждой свои правила, зачастую слишком сложные, компании необходимо иметь отдельного сотрудника, который бы мониторил заявки,— пишут участники опроса.— Главная проблема заключается в том, что большое количество заявок изначально сформулировано под "своего" поставщика, в том числе в виде дополнительных требований в виде дорогостоящей добровольной сертификации".

Сейчас пилотные программы действуют у четырех госкомпаний ("Газпром", "Россети", РЖД, "Автодор"), они были запущены еще в декабре 2013 года. По словам общественного представителя АСИ в Москве Дмитрия Волкова, в лидерах — "Автодор", где показатель уже превысил планку 18%, однако в большинстве госкомпаний ситуация "далека от переломной". Впрочем, по словам гендиректора Национальной ассоциации институтов закупок Сергея Габестро, единая для всех норма грозит и тем, что для выполнения плана госкомпании станут попросту выделять из основного бизнеса непрофильные виды деятельности — от столовых до бухгалтерии. Для того же, чтобы МСП действительно получили доступ к закупкам, необходимо учитывать отраслевую и региональную специфику и проводить предквалификацию поставщиков, иначе уйти от ручного режима их выбора вряд ли удастся, полагает эксперт.

Татьяна Едовина, Олег Сапожков

Коммерсант