Госдума РФ на пленарном заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект, прописывающий в Налоговом кодексе РФ нормы о заключении крупными компаниями соглашений о расширенном информационном взаимодействии с налоговиками (горизонтальном налоговом мониторинге).
Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов.
Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если сумма выплачиваемых ею за год федеральных налогов составляет не менее 300 млн рублей, суммарный объем годового дохода - не менее 3 млрд рублей, совокупная стоимость активов - не менее 3 млрд рублей.
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг.
В случае, если налогоплательщик в соответствии с НК отнесен к категории крупнейших, стороной соглашения о расширенном информационном взаимодействии является налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика в качестве крупнейшего.
Позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов будет отражена в мотивированном мнении налогового органа. Налогоплательщик выполняет мотивированное мнение налогового органа путем отражения изложенной в нем позиции в налоговой декларации или путем подачи уточненной налоговой декларации.
При наличии разногласий проводится взаимосогласительная процедура. По ее результатам налоговый орган должен уведомить организацию, было ли изменено мотивированное мнение.
Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за периоды действия соглашения о налоговом мониторинге, за исключением случаев, перечень которых приводится в законе. Это касается, например, невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, которое он направляет плательщику в рамках действия соглашения.
Институт налогового мониторинга в качестве пилотного проекта был опробован Федеральной налоговой службой России между территориальными налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками, он был введен с декабря 2012 года, говорится в пояснительной записке к документу. Результаты реализации данного проекта имели положительный эффект, отмечается в записке.
Интерфакс