11 февраля в Министерстве экономического развития состоялось совещание по вопросу функционирования института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, - сообщается на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
С докладами выступили: заместитель министра экономического развития Российской Федерации Сергей Беляков, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов, Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, Уполномоченный при Президенте Республики Башкортостан по защите прав предпринимателей Рафаиль Гибадуллин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Пётр Слепченко.
Модератор заседания - Сергей Беляков в своём вступительном слове отметил: «Когда Президент России выступил с инициативой создать институт бизнес-уполномоченного, подразумевалось, что деятельность будет организована таким образом, чтобы институт охватывал всю страну и на федеральном, и на региональном уровнях. Региональный уровень является, может быть, даже более важным с точки зрения защиты прав предпринимателей. Большинство обращений, которые шли к нам до создания института Уполномоченного и идут к Уполномоченному после того, как он появился, связаны с деятельностью региональных властей, спорами между предпринимателями в регионе. Конструкция института предполагала принятие закона, описывающего права, полномочия, компетенцию федерального Уполномоченного и региональных уполномоченных, имея в виду требования, которые федеральное законодательство устанавливает для региональных законов, которые в регионах должны были разработать и принять в соответствии с федеральным законом. К сожалению, не во всех регионах это было сделано».
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов, в свою очередь, рассказал: «Создание института бизнес-омбудсмена – это не только обязанность. Это очень выгодно региональным властям, потому что он снимает огромное количество проблем, которые возникают, не только сокращая давление на бизнес, но и облегчая работу региональных властей. Институт становится неким посредником между руководством региона и бизнесом. Он берёт на себя большое количество проблем, решает их, разбираясь с каждым обращением, системно смотрит на ситуацию».
Борис Титов также рассказал о подготовке ежегодного доклада Уполномоченного Президенту РФ, в который будут включены системные проблемы регионов, мешающие развитию бизнеса. В рамках подготовки доклада во всех регионах проходят круглые столы, на которых предприниматели озвучивают стоящие на пути развития бизнеса барьеры.
Омбудсмен сообщил, что региональные Уполномоченные работают в 75 регионах, но не везде формально утверждены. В 50 регионах бизнес-омбудсмены назначены главой субъекта и действуют на основании регионального закона. В 12 регионах региональные Уполномоченные работают на общественных началах при наличии регионального закона и ещё в 12 субъектах назначены бизнес-омбудсмены, но ещё не приняты региональные законы.
«Как развиваться региону, если в нём нет бизнеса? Наверное, просить федеральных денег. Но долго такая ситуация продлиться не может, и власть оценит то, насколько стабильно развивается экономика региона. Без бизнеса экономику не построить. Это хорошо понимает руководство страны и, я думаю, вы тоже должны это понять», - обратился Борис Титов к представителям регионов, в которых институт бизнес-омбудсменов пока не создан.
Уполномоченный при Президенте Республики Башкортостан по защите прав предпринимателей Рафаиль Гибадуллин в своём выступлении рассказал: «В первую очередь, после принятия регионального закона и назначения регионального Уполномоченного, мы сформировали государственный орган – Аппарат по обеспечению деятельности Уполномоченного; создан общественно-экспертный совет, куда входят представители всех общественных организаций предпринимательства, заинтересованных организаций и ведомств. Совет проводит общественную экспертизу нормативных и законодательных актов. Нами внесено 18 предложений в нормативные и законодательные акты, касающихся предпринимательской деятельности».
Докладчик сообщил, что в муниципальных образованиях Башкортостана активно работают общественные помощники регионального Уполномоченного, которые выдвинуты из числа наиболее активных и успешных предпринимателей. Помощники на местном уровне проводят приём предпринимателей, участвуют в совместных проектах с региональным Уполномоченным.
Сложные и запутанные дела рассматриваются на заседаниях Башкортостанского Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», действует общественная приёмная, которая является основным центром первичного анализа обращений, для их дальнейшей обработки.
«Совместно с Торгово-промышленной палатой мы ведём большую работу по досудебному разрешению споров и конфликтных ситуаций, которые возникают в предпринимательской среде, и делаем серьёзный упор на развитие третейских судов и медиации. На сегодня мы практически завершили работу по формированию института, и ясно, что без поддержки руководства и Президента Республики вряд ли мы бы смогли за столь короткий промежуток времени организовать работу и достигнуть определённых успехов, - рассказал Рафаиль Гибадуллин и добавил – Мы должны учитывать менталитет наших чиновников, для которых очень важен уровень влияния и компетенции, которым обладает Уполномоченный».
Башкортостанский бизнес-омбудсмен подчеркнул, что для качественной организации деятельности института Уполномоченного необходима команда профессионалов, формирующих Аппарат по обеспечению деятельности Уполномоченного. «Организовывая работу только на общественных началах, эффективный институт не построить, - убеждён докладчик. – У нас в штате 6 человек: Уполномоченный, бухгалтер, секретарь, пресс-служба и 2 специалиста. Понимая важность проблем, которыми занимается наш институт, Президент Республики выделил нам ещё 4 специалиста. И, как он подчеркнул, «необходимо поддержать эффективно работающий институт за счёт менее эффективных структур».
Следующим выступил Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов: «В своей работе мы опираемся на 3 основных элемента, без любого из которых работать практически невозможно. Первый элемент – это, конечно же, наличие регионального закона, в процессе работы над которым мы согласовывали свои позиции со многими надзорными органами и структурами, которые участвуют в разработке закона. Все разногласия были сняты на этапе конечного согласования закона, вносимого Президентом Республики. Нам удалось сформулировать именно тот закон, который максимально расширяет права Уполномоченного. Закон сильно отличается от региональных законов об Уполномоченном по правам человека и правам ребёнка, но даёт нам, в рамках действующего законодательства, максимально широкий спектр полномочий для реализации своих задач».
Вторым неотъемлемым элементом, необходимым для эффективной работы выступающий назвал наличие у Уполномоченного официального статуса и аппарата. «Сегодня бизнес-омбудсмен в Республике Татарстан является человеком, замещающим государственную должность. Соответственно, третий элемент, который отсюда вытекает, наличие Аппарата Уполномоченного. В Татарстане мы пошли по другому пути. Деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей обеспечивает Аппарат Президента Республики Татарстан. В наших условиях, это является отдельным плюсом, так как Аппарат Президента – наиболее авторитетный орган, к которому прислушиваются практически все контролирующие ведомства. Наличие сотрудников, которые в постоянном режиме занимаются всеми вопросами, начиная от обращений предпринимателей и заканчивая системными вопросами и проблемами, которые мы стараемся постоянно поднимать. Работающий на постоянной основе Аппарат – это то, что необходимо бизнес-омбудсмену, чтобы эффективно реализовывать свою деятельность на территории Республики».
Тимур Нагуманов также рассказал о том, что помимо обращений, в Аппарат Уполномоченного в Республике Татарстан поступают личные поручения Президента Республики по анализу административных барьеров; проблем, имеющихся в той или иной отрасли.
«Мы самостоятельно инициируем разные вопросы, которые черпаем из конкретных обращений. Если мы видим системную проблему, которую можно решить, как правило, на уровне региона или федеральном уровне, мы докладываем об этом Президенту Республики и получаем достаточно быструю реакцию всех органов исполнительной власти на территории Татарстана, которые позволяют эффективно решать проблемы предпринимателей на территории Республики», - добавил Тимур Нагуманов.
В заключении своего выступления Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей поблагодарил Министерство экономического развития за возможность открывать общественных приёмные Уполномоченного, используя реализацию программы софинансирования общественных приёмных из федерального и регионального бюджетов. «Это один из способов расширить наш функционал, прибавить нам некоторое количество сотрудников и сделать нас более открытыми для непосредственного контакта с предпринимателями. У нас эта работа идёт сейчас пока ещё на безвозмездной основе, но в программу мы вошли. И в ближайшее время мы планируем открыть общественные приёмные в двух самых крупных городах Республики», - заключил Тимур Нагуманов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Пётр Слепченко рассказал о работе института Уполномоченного в области и поделился имеющимися наработками.
«Для того, чтобы нормально и эффективно наладить работу, необходимы: организация работы с органами власти; общественными организациями предпринимателей, действующими в субъектах, и обеспечение взаимодействия не на формальных принципах, а на уровне доверия. Это требует достаточно большой работы, вовлеченности и обратной связи», - рассказал он и добавил: «Авторитет Уполномоченного достигается за счёт времени, результатов работы», - подчеркнул Пётр Слепченко.
Говоря о статусе Уполномоченного, псковский бизнес-омбудсмен рассказал: «Очень редко приходится включать формальные рычаги, но иногда это приходится делать. И в этом случае формальный статус и максимальная детализация полномочий в законе субъекта значат достаточно много. В том числе, во взаимодействии с федеральным Уполномоченным. Это всё должно быть достаточно чётко прописано в законе».
Пётр Слепченко порекомендовал делать акцент в работе региональных Уполномоченных на досудебном разрешении споров и урегулировании конфликтов с различными органами власти с учётом интересов предпринимателей.
«Обращения можно условно разделить на три категории. Первая – те, которые решаются действиями в лоб, где есть прямые нарушения. Наиболее простой случай. Вторая - чиновники. Все мы знаем, что есть масса законных способов «запустить» предпринимателя «по большому кругу». Это сложные случаи, требующие координации и поддержки на уровне руководителя субъекта, с тем, чтобы возможность таких межведомственных игр с предпринимателями была исключена. Третья категория – системные проблемы, которые требуют либо изменений в законодательстве, либо в регламентах. На этом тоже наше внимание сосредоточено. И в этом случае особенно важно привлечение профессиональных сотрудников, взаимодействие с общественными организациями и органами власти», - сказал в завершении своего выступления Пётр Слепченко.
Во второй части заседания приглашённые представители субъектов, среди которых были заместители председателей региональных правительств и руководители региональных министерств экономики, обсудили с Сергеем Беляковым и Борисом Титовым проблемы, препятствующие запуску работы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Подводя итоги встречи, Сергей Беляков выразил уверенность в том, что принятие оставшихся региональных законов, согласование и назначение кандидатур закончится в самое ближайшее время, и региональные бизнес-омбудсмены смогут работать в полную силу в каждом регионе России.